Лукашенок Юлия Николаевна

личная страница психолога

       На что идет ребенок ради того, чтобы с ним дружили? К каким последствиям приводят его старания? Что об этом говорят сами дети и как они видят помощь родителей?

       Вы, наверное, подумали, что речь пойдет о травле? Действительно, последнее время об этом говорят и пишут очень много. Это правильно, потому что тем самым мы – взрослые можем увидеть самые ранние признаки преследования в поведении ребенка, а, следовательно, помочь разобраться с ситуацией, причиняющей большой вред для его психики. Но речь пойдет не о травле. А о желании ребенка быть «своим» в кругу сверстников, стать таким, как его кумир в классе, чтобы его приглашали на дни рожденья, чтобы хотели с ним сидеть за одной партой, чтобы обращались к нему за помощью, подражали, смеялись его шуткам.

       На прием ко мне пришел мальчик, который учился в третьем классе. Любимый единственный сын и внук, добрый, послушный, успешный в учебе, имеющий представление о самых разных направлениях в космонавтике, биологии, нано-технологиях, а так же …очень одинокий. Но он не унывал. Серега понял с недетской очевидностью, что в игры, где нужно выбирать себе пару, его не берут, потому что его выбирать никто не хотел, что на день рожденья его зовут только тогда, когда приглашают оптом весь класс, что, если он заболел, то никто о нем не вспомнит, чтобы позвонить и спросить, как у него дела. «Я – человек невидимка. Меня как будто бы нет. Что я только не делал! У меня ничего не получается!» После уточняющего вопроса, что же он делал, был получен очень развернутый ответ. Если бы за старания присуждали места и раздавали медали, то конкурентов у Сереги не было. Он старался учиться хорошо и с удовольствием давал всем желающим списывать, а также помогал на контрольных (иногда в ущерб себе). Приносил запасные ручки и карандаши, чтобы выручить тех, у кого возник дефицит канцелярии. Отследил какие увлечения у лидеров и «нарастил» компетенцию по этим направлениям. Угощал конфетами, покупал в школьной столовой выпечку на все свои карманные деньги. Запоминал самые популярные шутки и даже, наряду с домашним заданием, старательно записывал придуманные им самим шутки в специальный блокнот. Все тщетно! Конфеты съедались, домашние задания списывались, карандаши и ручки брались и не возвращались, а в игру так и не брали, над шутками не смеялись. Нет, Серегу не обижали, его просто не замечали, если в нем не было необходимости. Его обходили при дележе конфет, не подсказывали, когда он выходил к доске и от волнения не сразу мог вспомнить правильный ответ, не брали в игру и даже на физкультуре не хотели брать в команду, чтобы играть в спортивные игры.

       А что мама? «Харизмы ему не хватает!» - вздыхает она. Она не стояла в стороне, вовсе нет. Покупала модные вещи, конфеты с запасом на одноклассников, устраивала чаепития, приглашала в гости, рисовали совместно с сыном стенгазеты и открытки учителям, даже игры искала в Интернете, в которые было бы интересно играть всем.

       А учителя? «Сережа хороший и прилежный мальчик, его никто не обижает, он не сидит брошенкой в сторонке и не плачет. Это дети, что с них взять, сегодня с одним дружат, завтра с другим. А то, что с ним третий год никто не дружит, я не замечала». Конечно, на просьбы матери учительница отреагировала, но способом, скажем научным языком, неэффективным, а может даже и не педагогичным. Она строго поговорила с классом на тему дружбы и сказала, что с Сережей надо дружить. Не просто не помогло, стало намного хуже. Теперь его шутки вызывали смех, но смеялись не шуткам, смеялись над Сергеем, кривлялись, изображали. А вот тут и можно уже говорить о травле.

       Хочу привести другой пример. Из жизни известного писателя и экзистенциалиста Жана-Поля Сартра. В школе он был одним из самых плохих учеников и играл роль изгоя и гения одновременно. Мальчик всеми силами старался заслужить уважение и любовь сверстников. Он стал красть деньги у матери и покупать на них пирожные для одноклассников. С тех пор у него возникло одновременное чувство липкой сладости и тошноты. Став взрослым, он сам себе объяснил это тем, что сладость напрямую была связана с чувством вины. Вскоре все выяснилось, и он стал подвергаться насмешкам тех, кто еще недавно с удовольствием ел те самые пирожные за его счет, а потом издевались над ним с не меньшим удовольствием. Он переехал к своему деду в Париж, где поступил в престижный колледж и где никто не знал о случившемся.

       Это естественное желание ребенка быть принятым сверстниками, но методы, которые он используют для того, чтоб с ним дружили не всегда верные. Эта ошибка не будет иметь катастрофических последствий, если взрослые из его окружения найдут правильное решение.

Потребность в любви и сильная зависимость от симпатии сверстников часто обусловлены заниженной самооценкой, которая в свою очередь может быть вызвана физическим недостатком, чрезмерной стеснительностью, гиперопекой родителей и другими причинами. Уже в дошкольном возрасте, наблюдая за взаимодействием детей в группе, можно заметить, как ребенок завоевывает расположение к себе, легко ли ему общаться. Если родитель, воспитатель в этот период научит малыша знакомиться и общаться с другими детьми, не прибегая к родительскому кошельку, то позднее у ребенка не будет проблем с коммуникацией. Чем младше ребенок и чем раньше начнется решаться проблема, связанная с общением со сверстниками, тем быстрее и легче она решается.

Если семья уже столкнулась с фактом кражи денег, раздаривания игрушек и это связано с «покупкой» дружбы, то нельзя применять привычное наказание. Родители должны понимать, что их ребенок уже наказан своими сверстниками, которые легко предадут, а выдержать это переживание он сможет только при поддержке близких и дорогих ему людей. Обязательно стоит поговорить спокойно и доброжелательно о том, как родители зарабатывают деньги, на что они хотели их потратить, а после о том, что купленная на эти деньги дружба исчезнет, когда деньги закончатся, а в конце этой беседы предложить свою дружбу.

       Так что же Серега? Ему пришлось перейти в другую школу. Предварительно новою учительницу посвятили в те трудности, с которыми столкнулся ребенок, рассказали о его особенностях и увлечениях. Сейчас этот мальчик вырос, поступил в престижный московский университет и, как в детстве считает, что будущее за нанотехнологиями. Друзей у него немного, но они есть и разделяют его увлечения.

       Помогите своему ребенку, ребенку, с которым вы работаете или занимаетесь, научиться дружить. Без дружбы он будет чувствовать себя невидимкой и очень одиноким.

Яндекс.Метрика