Лукашенок Юлия Николаевна

личная страница психолога

        Родителей современных детей и подростков волнует, что интерес к книгам у тех угасает. «Мойребенок совсем не читает!». На вопрос, что ими было сделано, чтобы заинтересовать ребенка чтением, получаю много любопытных ответов: забираю компьютер, плачу за прочитанную и пересказанную книгу деньги, бью полотенцем, если он заслужил наказание, то наказанием служит именно книга, которую он должен прочитать. Для примера вариантов хватит, а то, вдруг, кто-то возьмет на вооружение.
       А есть и совершенно противоположные ситуации, если говорить о книгах и детях. «Мой ребенок читает Сартра, Кафку, Ницше!». Папа с мамой очень гордятся. На вопрос, сколько лет такому просвещенному ребенку, узнаю, что тринадцать, четырнадцать, пятнадцать лет.
Ситуации разные, но тревожные в обоих случаях. У меня возникает очередной вопрос: «А вы читаете?». Оказывается, что родители читали, когда были в школьном возрасте, поэтому их ребенок должен читать, вот станет взрослым и некогда будет – им вот и хотелось бы посидеть с книгой, но времени нет. Да, есть читающие родители, есть те, кто слушает аудиокниги по дороге на работу или перед сном.
       И снова вопрос: «Если читаете, то что?». Знаете, совершенно ничего общего с детьми, читающими Ницше. Значит, не читали этого философа, очень жаль, что ваш ребенок его читает, а вы не знаете, как он укладывает полученную информацию, как формируются его установки в результате прочитанного.
       Вспоминаю один случай, произошедший уже со мной. Захожу в кабинет к одному психологу по рабочим вопросам, а у него весь кабинет в цитатах, в том числе есть высказывания Ницше. Вот ведь сейчас и не вспомнить, зачем заходила, а беседу по поводу цитат помню, хотя прошло больше десяти лет. Спрашиваю, указывая на цитату Фридриха Ницше: «Сами читали? Сами именно эту цитату выбрали?». Оказалось, нет. А я вот читала Ницше. Правда, до конца увесистый двухтомник не осилила. Если интересно, то поясню. Читала, потому что в тот период времени цитаты его попадались везде, значит, надо ознакомиться – я так считаю. Я процитировала фразу философа психологу, после которой я решила, что знаю достаточно, чтобы не вывешивать у себя его цитаты. «Женщины в искусстве украшать себя превзошли отпущенные природой возможности, тем самым признавая свою второсортность». Кстати, у Фридриха Ницше очень много подобных высказываний о женщине. Вот так украсишь кабинет высказываниями, а зайдет, кто знает чуть больше, чем цитата на стене, составит и мнение о специалисте, который этот кабинет занимает.
       А вот что Марина Цветаева пишет, вспоминая свои впечатления от прочитанного в восемь лет «Евгения Онегина» Пушкина.
«Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (я это поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно. Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на не-любовь – обрекла. В том-то все дело было, что он ее не любил, и только потому она его – так, и только для того его, а не другого в любовь выбрала, что втайне знала, что он ее не сможет полюбить. (Это я сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) У людей с этим роковым даром несчастной – единоличной – всей на себя взятой – любви – прямо гений на неподходящие предметы».
       Литература, которая трогает ребенка, предопределяет его важнейшие установки и поступки в жизни. Поэтому так важно, чтобы эта литература была по возрасту ребенку, была прочитана и вами тоже, чтобы вы могли обсудить прочитанное, узнать его впечатление. Поверьте, что есть очень большая разница в восприятии одного и того же детского произведения вами в детстве и вашим ребенком в настоящее время. Моя дочь по моей рекомендации в девять лет прочитала Гайдара «Тимур и его команда». Вердикт был беспощадным! «Худшей книги я еще в своей жизни не читала! Почему Тимур хороший, когда ночью шарахался и проникал на чужую территорию, пусть даже дрова старикам укладывал, а Вовка Квакин плохой лишь на основании того, что таскал яблоки с чужих садов. Что взрослым яблок жалко для ребенка? Может у него на них денег не было».
       Что должен читать ребенок в детстве? Насколько родитель должен контролировать и управлять процессом чтения? Возможно слова Цветаевой в маленьком эссе «Мой Пушкин» дают нам точный ответ? Она прочла «Евгения Онегина» в восемь лет, когда все полагали, что она еще не способна понять взрослые чувства. На этом примере мы получаем ответ – у литературы нет возраста. Да, она не поняла это произведение так, как его принято понимать в школе. Но классика, кроме содержания, имеет поэтический язык. Произведение ведет к построению образа, от образа к установке. Так что сформируется у ребенка после прочтения в тринадцать – пятнадцать лет Сартра, Кафки, Ницше? А вы и обсудить с ним не сможете, потому что если бы читали сами, то не позволили бы в таком возрасте своему ребенку это читать.
       Помните, как говорили о книгах раньше? «Лучший подарок – это книга». Подарок, а не наказание! Если ваш ребенок не читает, то может быть стоит возобновить семейное чтение? Ведь при этом ребенок может не только обсудить прочитанное, но и познакомиться с реакциями значимых взрослых на произведение.

Яндекс.Метрика