Лукашенок Юлия Николаевна

личная страница психолога

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
       До начала учебного года осталась всего неделя! Тревожность родителей, учеников и студентов, связанная с этим, уже сейчас является поводом для обращения за психологической помощью. Кроме того, что волнение и переживание связаны с началом учебы, взрослые и дети сказать не ничего могут, как и более конкретно локализовать тревожное поле.
     На фоне увеличивающейся учебной тревожности снижается удовлетворенность проведенными летними каникулами, высказываются сожаление о том, что рекомендованная на грядущий учебный год литература не прочитана, дополнительно математикой и русским языком летом не занимались, режим сна сбит и т.д.
     Кроме этого, увеличивается внутреннее психологическое сопротивление детей и подростков к любой подготовительной деятельности: не уговорить купить школьные принадлежности, не вытащить купить костюм, сменку, физкультурную форму, сидит за компьютерными играми круглосуточно, как перед казнью. Все что связано с обсуждением планов на учебу или хотя бы содержит в себе термины, слова, связанные со школой, учебой, вызывает бурную протестную реакцию детей и подростков.
     Родители тоже стараются: «А я говорила тебе, чтоб не убирал учебники со стола! Мог бы вместо компьютера час в день заниматься учебой!», «Вон родители в чате пишут, что уже все купили к школе, а тебя вообще не волнует, что через неделю в школу!», «Ты раньше обеда из постели не вылазишь, как ты собираешься к первому уроку успевать?», «Через неделю в школу, уже сейчас предупреждаю, что компьютер я у тебя забираю до следующих каникул»…
     Вряд ли такие перепалки продуктивны. Но что делать? Отстать от ребенка и пусть он до первого сентября сидит за компьютером? Пока спит увезти компьютер к бабушке? Методично, как робот, рисовать ужасающие перспективы на учебный год, чтоб ребенок, как ошпаренный, начал листать одной рукой учебник математики, а второй учебник русского языка?
     Я уже давно окончила школу, мои дети закончили учебу и в школе, и в институтах. Точно могу вам сказать, что ни мне самой такие «стимуляторы» не помогли бы, ни моим детям не способствовали развитию учебной мотивации.
     Как психолог и родитель со стажем могу рекомендовать вам вместе с детьми составить план подготовки к учебному году. Тут важно знать возрастные особенности детей, особенно подростков. Любые предложения, которые те слышат от родителей, сами по себе могут вызывать отрицание, негатив. Я, например, называю иногда это период в коммуникации со взрослыми «Нет, никогда!». Поэтому важно рассчитать время так, чтобы не начинать нервировать друг друга раньше времени и не откладывать все на последний момент. План составляется оптимально недели за две до начала учебы. От его качества зависеть будет не только «комплектация учащегося», но психологический настрой на учебный процесс. Поэтому обсудить надо как походы за формой, канцелярией, так и последние августовские выходные для всей семьи, чтобы все хорошо провели время вместе, а также как они отпразднуют, кого пригласят на вечеринку, посвященную началу учебного года.
     Лучше последние дни летних каникул не посвящать обсуждению того , какие репетиторы скрасят внеучебное время на весь год жизнь вашему ребенку, не стоит также брать с него обещания учиться на 35% лучше, чем в прошлом году и обещать за это (в зависимости от результата) новый супертелефон или запрет на прогулки с друзьями.
     Составление плана действий поможет привести мысли в порядок, структурировать занятость и психологически настроиться на то, что вызывает то самое психологическое сопротивление. Ребенку легче будет настроиться, если при составлении плана с родителями будет знать, что в среду к открытию магазина он с мамой едет за школьной формой, мама возьмет отгул на работе, папа сможет придти на работу к обеду, чтобы всех свозить, а заодно и себе купить новые кеды для бега. Кстати в рабочий день с утра есть шанс не толкаться у примерочных кабинок. Если повезет и успеют купить к обеду, то можно зайти в кафе перекусить.
     Когда вы что-то предлагаете своему ребенку, тем более, если это подразумевает его участие, не пренебрегайте его мнением. После того, как он вас выслушал, вы можете ненавязчиво спросить: «Как ты к этому относишься?» «Как ты думаешь, а может…?», «Может, я что-то забыла?», «Как тебе кажется, может лучше…?» Давая ребенку возможность принять, отвергнуть, проанализировать ваши предложения, вы делаете его более восприимчивым к вашим мыслям и советам. А ваши семейные обсуждения предстоящих хлопот снизят эту сезонную тревожность.

#СПП72
#ЮлияЛукашенок
#родительскаякопилка
#детско_родительские_отношения
#1сентября
#скоровшколу

Яндекс.Метрика