Лукашенок Юлия Николаевна

личная страница психолога

ЛЮБИТЕ САМИ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНОК
     - Она не читает книги!
     - А вы читаете?
     - Нет, мне сейчас некогда, но ведь, когда учился в школе, читал! Заставляли!
     Жаль, что девочка-подросток не была знакома со своим родителем в эпоху его чтения книг. Но вот, как усвоенный урок, родителем движет установка на принуждение ребенка к чтению. Как оказалось, ударение не на любви к чтению, а на то, что это надо.
     Однажды я работала с подростком, который совершал много проступков, за которые был поставлен на учет, как правонарушитель и его легко зачислили в категорию подростков, склонных к девиантному поведению. Но, вот что удивительно, таким поведение стало год назад, и не все можно «списать» на переходный возраст. Обычно всех интересует, как исправить нежелательное поведение, и мало кто из родителей уделяет внимание тому, что стало причиной. Раз в неделю этого подростка на встречу с психологом привозил отец, в дороге они проводили вместе восемь часов (жили почти за четыреста километров). Я узнала, что все это время они ездят молча. А ведь мальчик любит общаться, но что-то не ладится.
     Год назад у подростка умер дедушка. Большую часть времени из-за того, что школа находилась ближе, он жил у бабушки с дедушкой. Так бывает. Это совсем не значит, что родители плохие или им было наплевать на сына. Просто так получилось, что подросток вынужден был сразу поменять школу, прервать отношения с друзьями, а самое главное войти совсем в другие условия жизни и отношения. Поменялись требования, увлечения, режим дня. Конечно, родители старались. Отец возил поначалу сына играть в бильярд, потому что сам любил. Мать пыталась найти тему для общения. Но…Может времени не хватило, может терпения. Только сын замкнулся, нашел себе компанию, которую не одобрили родители, а дальше и так все понятно.
     В своих рассказах на встречах с психологом мальчик с увлечением вспоминал, как ходил с раннего детства с дедом на рыбалку, как вечером бабушка рассказывала все, что происходило с ней за день – от соседей, до пересказа передач, которые посмотрела. Он скучал. Скучал так, как умеют только подростки – молча, зло, протестно. Сказал, что просил у отца свозить его на рыбалку, но тот ответил, что не умеет. Ничего страшного, сын может всему его научить, но…нет. Давай лучше в бильярд.
     Дети копируют поведение взрослых, которые особенно в дошкольном периоде являются для них непререкаемым авторитетом. Глупо рассчитывать, что ребенок будет бегать по утрам, если родитель привык вставать поздно и вообще не занимается спортом. Принуждать «не залипать» в компьютер или телефон ребенка, если большую часть времени значимый взрослый проводит именно таким образом бессмысленно.
     Личность ребенка развивается все-таки по образу и подобию взрослого. Наблюдая за увлеченным взрослым, он сам становится увлеченным, вбирая те ценностные представления, которые разделяет наставник. Если взрослый проявляет упорство, то и ребенок будет развивать свою волю и терпение, доводя начатое до конца. Импринтинг направляет ребенка на воспроизведение поведения родителя. Любя, дети в максимальной степени копируют этот эталон.
#СПП72_рецептыгармонии
#юлиялукашенок
#советыпсихолога
 

Яндекс.Метрика